"Просто и доступно" - серия книг, которую с интересом читают и профессионалы, и радиолюбители
Вернуться к теме

Париж и кое-что по пути:
по Европе в августе 2003 года

Калининград-Брюссель-Париж-
Шамбор-Блуа-Ллорет/де/Мар-Барселона-
Мадрид-Сарагоса-Ницца-Монако-Милан-Верона-Венеция

Опять что-то типа пердисловия
Едва ли кто останется равнодушным, побывав хотя бы разок в Европе. Как оказалось, найти здесь можно занятие на любой вкус: хочешь - по музеям ходи, хочешь - пей пиво или кофе, не хочешь ни того ни другого - спи в гостинице или в автобусе. Никому до тебя дела особо нет, все окружающие любезны и вежливы. Следовательно, через год решился я повторить европейский вояж, потому как почувствовал, что "затянуло". Романтика дорог, так сказать, открытия, впечатления…

Как-то незаметно проскользнули Калининград, Польша и даже Дойчланд. Все оказалось так же, как и в прошлом году. Кажется, даже лица пограничников на русско-польской границе те же. Та же неприветливая дама в "дьюти фри", на тех же местах стоят бутылки с горячительными напитками. Вроде бы только прибавилось надписей по-польски в приграничном туалете на территории Польши. А так - ничего особенного.

Польская граница - ночью. Приблизительно в 10 утра - начался Дойчланд. К вечеру - Бельгийская ну очень условная граница. Условная она на самом деле: если ехать днем, вообще ничего не заметишь. А вот вечером граница обозначается началом освещения автобана рядом фонарей, стоящих аккурат метров через 15-20. Час едешь, два, три - фонари не кончаются. За окном видны нитки других дорог, также освещенных. Наверное, как только славный бельгийский народ протопчет новую дорожку, срезав себе путь, сюда мгновенно подтягиваются специальные службы со столбами, кабелями и пассатижами - осветить протоптанное. По слухам, Бельгию видно из космоса исключительно из-за подобной иллюминации. А какой выгодный государственный заказ для тех, кто эти фонари обслуживает: хватит и детям, и внукам…

Брюссель
Ночной Брюссель вроде бы впечатляет. А вроде бы и нет. Освещения умеренно, старинные здания перемежаются с современными и со строительными развалами. Что-то где-то рушат, что-то где-то возводят. На улицах умеренно-чисто, кое-где стоят кадки с деревьями, в них прохожие тушат окурки. Символ города - фонтан "манекен пис" (писающий мальчик) подсвечен, функционирует исправно. Тут же продается вино с заманчивым названием "манекен пис". Естественно, масса других сувениров на эту тему: "манекен писы" в уменьшенном масштабе, в увеличенном тоже, на кружках, с приделанными куда надо "открывашками" для бутылочных пробок, консервными ножами и штопорами.

Бельгийцы гордятся своим "мальчиком", считая его символом своей независимости, а также свободолюбия. По-другому, они могут делать это где угодно и когда угодно, а им ничего за это не бывает, только почет и уважение… На самом деле ничего подобного не наблюдается - народ ведет себя очень даже прилично, и выражать право на свободу прилюдно не стремится.

По городу расставлены пластмассовые коровы оригинальных расцветок. Коровы расписаны под разных животных: под зебру, хомячка, жирафа, крокодила. Есть фасончики совершенно авангардного содержания, но коров узнать все-таки можно - все они оборудованы выменем и рогами.

В гостинице еще одно забавное открытие: окно в комнате одно и выходит "в никуда". Вернее, в узкий колодец с металлической лестницей с размером в плане приблизительно "пять на пять метров". Но окно настоящее, с латунными ручками и шпингалетом, напоминающим сейфовый замок. Колодец является трубой, посему, если выглянуть в него, то отлично слышно, что происходит в комнатах выше и ниже…

Париж
В этот город вообще хочет попасть половина населения нашей "одной шестой" части суши, а другая половина делает вид, что не хочет. После пребывания, как предписывает народная поговорка, необходимо всенепременно умереть. Как умереть - "как творческая личность", "как просто личность" или в физическом смысле - не уточняется. Лично мне умирать после Парижа не хотелось, потому как впереди ожидалось еще много удивительных городов, но "увидеть" в полном смысле этого слова за грядущий вечер, ночь и утро надо было по максимуму.

Хэмингуэй так сказал о Париже в своем "Празднике, который всегда с тобой": "Париж никогда не кончается, и каждый, кто там жил, помнит его по-своему. Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит этого, и ты всегда получал сполна за все, что отдавал ему". На самом деле Парижу я в этот раз чуть не отдал 60 евро, отдал кучу нервов и чуть не "отдал концы", увидев его. Но об этом чуть позже. А сейчас - о культурном и околокультурном.

Как оказалось, в Париже есть не только Эйфелева башня, Лувр и отель Риц. Там существуют и вполне обычные дома, тесно населенные простыми людьми. Такие дома активно сносят, строя на этих местах офисные "стекло и бетон". За окружной дорогой "периферик" мне попался целый квартал подготовленных к сносу трех-четырех-этажных домов с пустыми глазницами окон. А еще в Париже живут гастарбайтеры по типу наших, из бывших советских республик. Гастарбайтер может выйти в тапочках и с голым торсом прямо к площади Согласия, невозмутимо ополоснуться в фонтанчике и набрать воды в заляпанное цементом ведро. Иногда, правда, приходится выяснять отношения с полицией, как-то договариваться. Но в целом жить можно…

Культурное наследие активно посещается комариными тучами туристов. Возможно, что кто-то из них пытается задуматься о том, почему посредине города стоит нефтяная вышка. На самом деле под Парижем нефти нет, но "золотые яйца" эта "курочка" несет регулярно и исправно. В смысле, "яйца" несут сами туристы, желая попасть на ее верх и окинуть взором окрестности. Соответственно, очередь на подъем всегда есть, лифты беспрерывно шастают туда-сюда. Окидывать взором окрестности предоставляется с трех уровней с разной стоимостью. На самый верх пускают за 11 евро, входной билетик снабжен двумя уголками. У тех, кто побывал на верхушке, билетик лишат двух уголков, кто не рискнул двинуться выше второго уровня, - у тех только один оторвут. На всех уровнях есть где безалкогольно закусить и выпить чего-нибудь прохладительного. И, конечно, обилие надписей на всех языках - весь мир, все страны честно пытаются, по совету Владимира Семеновича Высоцкого, "плевать на головы беспечных парижан". Вот теперь и представьте, какие они, парижане, с виду (шутка).

А теперь о том, почему чуть не "отдал концы". Все очень просто - ночью, гуляя по городу, заблудился. Нужно было найти мост через железную дорогу, а все попытки вели к подсчету мостов на Сене. В кармане была только "визитка" отеля - но никто не мог сказать, где этот отель находится. Ни деловые негры в отельных "рецепциях", ни одинокий дядя, ехавший на велосипеде и долго изучавший эту визитку, ни растрепанный клошар, вылезший в трусах из какой-то щели в набережной Сены. Таксисты не хотели ехать даже за 60 евро, говоря, что "это рядом", не надо "дурака валять". Один раз чуть не покусала собачка, поскольку случайно дорога завернулась на охраняемую территорию. Даже когда пришлось случайно остановить полицейскую машину и взмолиться о помощи, как взмолился старик Золотой рыбке, "копы" не сразу сообразили, куда надо идти. А когда сообразили, стало смешно - "папа, это опять моя булочка" ("Трое в лодке, не считая собаки"). Отель был вообще рядом. Наступало утро.

Перейдя заветный мост, я сфотографировал отстойник железнодорожных вагонов, хотя после этой ночи уже ничего фотографировать не хотелось. Хотелось есть и спать.

Шамбор
Это - не город, не деревня. Это - что-то типа туристического центра на фоне исторической постройки. Такое обыкновенное туристическое "обдиралово". Сам замок расположен на некотором отдалении от автобусной остановки. В замок я не пошел, но по рассказам, там много мебели, ковров, посуды и портретов охотничьих собачек. Также можно покататься на повозке, запряженной лошадками изумительной породы. Заглядение, а не лошадки! Правда, возница в шортах несколько не соответствует исторической эпохе, ну да ему прощается: человек на работе и наверняка устал от всего этого.

У автобусной остановки - то самое "обдиралово": лавочки с сувенирами, кафешка и рынок, где можно купить вино, а также попробовать его перед покупкой. Выйти, пройтись, сесть в автобус - и дальше ехать.

Блуа
Еще один исторический город-замок на берегу Луары. Честно сказать, я думал, что Луара - такая полноводная река вроде Невы. Оказалось - ничего подобного: что-то там течет среди выступающих камней, отмелей и другого "не пойми чего". Но город интересный. Домики низкие и серенькие, на скамеечках тихо сидят старушки, рядом тихо шалят детишки. Провинциально по-хорошему.

Улочку узкие, юркие, то в горку, то с горки. Дома двухэтажные по большей части. Где-то разрывается от плача младенец, вроде бы за дубовыми воротами века эдак шестнадцатого. С другой стороны, из таких же ворот, выезжает навороченное "Рено" последней модели.

Опять "все для туриста, все во имя туриста": по улицам бродят специально обученные плюшевые медведи, у замка герцога (точно не Анжуйского!) группа местных жителей изображает эпоху. Можно покататься на уже знакомой живописной лошадке. Кучер - традиционно не хочет соответствовать эпохе.

По Франции
Ехать по Франции можно двумя способами: грустно и весело. Грустно ехать - откинуться на сидение и спать. А весело - покупать на остановках местное вино и… ну понятно, что и… После недолгого размышления был выбран веселый способ.

Вино везде разное и его много. В основном вина сухие. Часто красные вина горчат, причем горчат капитально. Но в целом - после прошествия некоторого количества времени можно ощутить себя мушкетером.

На технических остановках порой встречаются интересные вещи. На одной такой остановке (где-то на юге Франции) была обнаружена витринка, в которой лежала пачка папирос "Беломорканал", карта Франции и отечественная заводная игрушка в русском костюме, которую бесполезно догонять, после того как она заведена и поставлена на пол…

Ллорет-де-Мар
А это - вообще уже Испания, так называемое побережье Коста-Брава. Обычный курортный городишко, достаточно дешевый для того, чтобы здесь обитали толпы молодежи. Пляж… ну обыкновенный пляж со стандартной "развлекухой" в виде катания на "банане", на парашюте, на кораблике со стеклянным дном, через которое ничего не видно, кроме мутной воды зеленовато-голубоватого цвета. Вечером, если предварительно не сгорел на жгучем солнце и не свалился в номере с температурой, можно поехать на рыцарский турнир, где за 37 евро театрализовано покажут, как эти рыцари сражались, накормят курицей-грилем и напоят испанским вином.

Затем разгоряченной и немножко пьяненькой публике покажут, как все-таки надо танцевать фламенко. После принесут собственные фотографии, вставленные в открытки и предложат их купить. Можно и купить, в конце концов!

Барселона
Прежде всего это город великого и могучего Гауди. Те, кто о Гауди никогда не слышали, поясню, что в некотором смысле его творчество напоминает то, что делал Сальвадор Дали, только безумствовал Гауди несколько меньше. Вообще главным образом рука Гауди прошлась по архитектуре. В Барселоне он построил несколько домов, собор Святого Семейства и парк Гюэль. Про дома рассказывать нечего - один из них только мелькнул за окном автобуса. А вот собор Святого Семейства ("Саграда Фамилиа") обошел кругом.

Внешне собор напоминает несколько кукурузных початков, поставленных рядом. Наверху обычно ожидаешь увидеть нормальный крест, но в данном случае наблюдается какая-то композиция типа "из надувных шариков". Собор уже сейчас представляет собой смешение разных стилей, так как Гауди ушел в мир иной раньше, чем успел его закончить. А сегодня его строят на пожертвования - очень медленно. Строить будут, судя по всему, еще очень долго, но - таково завещание автора. Вообще испанцы, судя по собору, народ интересный, не лишенный крайностей: то у них инквизиция, то полная свобода. Прямо как мы!

Еще одна интересная достопримечательность, к которой Гауди руку приложил - парк Гюэль. Когда все начиналось (где-то в 20-х годах прошлого века), на месте парка был пустырь и окраина города. Вот Гауди и отдали этот кусок земли: "Окраина, никто не ходит, никому мешать не будет, творите, что хотите". И он действительно стал творить, что хотел. Теперь парк Гюэль - одна из известнейших достопримечательностей.

Кафедральный собор в центре Барселоны - это классика. На стенах собора размещены каменные собачки двух видов: один вид невинно улыбается, а второй злобно рычит, готовясь к прыжку. Внизу спит бездомный, напротив играют фламенко.

Мадрид
С Барселоной Мадрид сравнивать бесполезно - два совершенно разных города. И если Барселона - это такой прибрежный город с претензией на курорт, то Мадрид - столица. Соответственно, все в Мадриде по-взрослому.

На вокзале Аточа есть единственный в мире памятник… багажу. Где владелец багажа - установить не удалось. Возможно, его уже спилили отечественные туристы. На одной из улиц рабочие усиленно пытаются забить в землю большую трубу. Забить, судя по всему, получается не очень здорово, потому как труба в торце вся истоптана, а рабочие одеты по-зимнему.

Указатели улиц в старом городе - тема отдельная. Все они очень символичны и также по частям отражают человеческое бытие. На том, что приведен, рука выглядит довольно угрожающе. Не хватает только зажатого в руке ремня или дубинки-"демократизатора". Птички в Мадриде тоже имеют некоторый столичный апломб и могут остановиться где угодно, даже на голове некогда царствовавшей персоны, памятник которой стоит не где-нибудь, а на центральной "плаза Майор".

Исключение сделано только для собачек. Вот им никак нельзя гулять по газонам. Специально для того, чтобы собачка могла прочитать запрещающую надпись, табличка опущена на уровень ее морды.

В центральном соборе имеется еще одно "отличное" изобретение. Теперь не нужно делать свечки, зажигать их, как зажигали сотни поколений. Надо только бросить монетку - зажжется лампочка и будет гореть по таймеру. Дешево, сердито и современно…

Сарагоса
Тут была только ночная остановка. Смысл города простой: центральный городской собор расписывал не кто-нибудь, а Гойя. Картины Гойя есть в Мадридском музее Прадо. Впечатление они оставляют самое что ни на есть наихудшее, мрачно-удручающее.

А вообще в Сарагосе неплохо - перед собором большая площадь, на которой установлен памятник Гойе и целая улочка кафешек, где можно сносно отдохнуть. Была ночь, и Гойя получился у меня не слишком резкий…

Ницца
И Ницца снималась только ночью, потому как на следующее утро хватило времени только на то, чтобы погрузиться в автобус. Город, надо сказать, серьезный - все побережье в дорогущих отелях и кадках с пальмами. Народ по набережной гуляет всякий, но вряд ли разберешь, кто из них "крутой", а кто так, проездом.

К морю выйти можно через прямые широкие улицы, а также через узкие - типа тропинок между отвесными стенами домов. По набережной проложен Английский променад, по которому туда-сюда шастают потоки машин и мотороллеров.

Отель "Негреско" - самый дорогой, самый крутой, с позолоченными туалетными ручками. У отеля - ресторанное меню в том числе и на русском. За скромный салатик просят от 140 евро. Но чуть поодаль - Макдональдс со стоящим на входе афро-французом, напоминающим Майка Тайсона (такое же отсутствие мысли в глазах). Ну и ладно: поедание биг-мака на фоне ночного "Негреско" принесло довольно неплохой результат.

На одной из стен отеля, выходящего на набережную, есть доска, свидетельствующая о том, что "в этом доме обитал в 1891 году рюс романсиер и драматургиер Антон Чехов". А в 1916 году в том же отеле умудрился остановиться Генри Матисс, уже не наш человек. Отсюда следует, что жить в Ницце можно и нужно.

Монако
Второе гигантское государство, которое мне удалось посетить. Повсюду - элементы сладкой жизни: ряды богатых "тапочек" в гавани, казино, живой и бодрый князь, временные статуи на улицах, напоминающие мумифицированные экспонаты из петербургского зоологического музея. О наличии князя во дворце, либо о его отсутствии свидетельствует княжеский штандарт, поднимаемый над одной из башен дворца. По поднятому штандарту я заключил, что "царь тут".

Каждый день в 12 часов дня на площади перед дворцом князя разыгрывается представление под названием "смена караула". Гудят трубы, тукают барабаны. Все очень серьезно.

В казино просто так, "за красивые глаза" не пустят - нужно одеться соответственно и захватить с собой паспорт, с которого аккуратно снимут ксерокс. Вот так пресекают жульничество в мировом масштабе. Далее разрешается проиграть "однорукому бандиту" сколько не жалко.

Милан
Опять город под вечер и опять все бегом. Спальные районы города напоминают Выборгскую сторону в Питере - разницы мало. В центре города есть старинный замок, который подсвечивают. От замка к центральному собору ведет широкая пешеходная улица, набитая магазинами и музыкантами. Влево от собора нужно пройти по галерее пассажа, чтобы попасть к театру Ла Скала. Собственно, вот и все.

Ла Скала считается знаменитым на весь мир оперным театром, хотя вблизи таким его считать не хочется - неказистое серое зданьице с треугольного вида фронтоном. А вот поди ж ты - знаменитость…

По улицам разъезжают симпатичные оранжевые трамвайчики с надписью "Радио Ломбардия". Причем здесь радио, непонятно, но разъезжают они черезчур быстро - только успевай отскакивать.

Когда бежал к автобусу, имел неосторожность спросить у индуса на площади, сколько стоит сувенирная зверушка. Потом этот индус бежал следом в течение пятнадцати минут, выкрикивая: "15 евро!"… "10 евро!"… "9 евро!". У самого автобуса цена дошла до пяти евро, пришлось сжалиться над упорным человеком.

Довольный я сел в автобус, а довольный индус убежал ловить следующую жертву.

Верона
Город влюбленных… ну и все такое прочее по любовь-морковь… Обещано показать балкон Джульетты, что и выполняется.

Балкон Джульетты действительно есть. Его видно из дворика-колодца. В окнах за балконом вставлены стеклопакеты и выглядывает какой-то дядя "за сорок". Стены внизу исписаны фломастерами, красками, баллончиками. Сверху прилеплены комки жевательной резинки. На выступающие части (прутики, решетки и тэ пэ) надеты пары маленьких китайских замочков, создавая впечатление замочной фабрики. Озираются, фотографируются, целуются, покупают в сувенирной лавочке что-то на память.

В городе играют "калинку-малинку" и что-то напоминающее "гоп-стоп, мы подошли из-за угла". Инструменты интересные - огромные гусли квадратной формы, с молоточками. Все понятно - Украина-бэнд…

У арены типа Колизея - остатки постановки оперы про древний Египет: голова фараона, лошадки в египетском стиле из пенопласта.

Венеция
А вот и последний город в этом путешествии. Сюда хотят так же, как и в Париж. Но если в Париж стремятся умирать на суше, то в Венеции, наверное, желают после увиденного утонуть в каком-нибудь канале.

Из космоса Венеция напоминает образец разделки говяжьей туши, висевший в советское время во всех бакалейных магазинах.

Когда автобус проезжает по трехкилометровому мосту и становится на терминал, добраться до самой интересной части города можно несколькими способами: во-первых, прокатиться на катере (специально нанятом или общественном) по Большому каналу ("Гранде канале") до площади Сан-Марко, во-вторых, проехать на большом пароме по лагуне (в обход "Гранде канале"), в-третьих, попытаться дойти пешком.

Движение на "Гранде канале" оживленное, туда-сюда шатаются лодочки, лодчонки, катерки, и приходится от них уворачиваться, дабы не впилиться и не пойти ко дну. Выручает только мастерство местных водных перевозчиков.

Окружающие дома пестрят обвалившейся штукатуркой и значительностью. Иметь домик в Венеции - круто. Один из таких пузатых домовладельцев, вышедший утречком на балкон в легкомысленной розовой майке, был мной незамедлительно сфотографирован.

Самый продающийся товар в Венеции - это, пожалуй, маски. Процентов 80 магазинов, лавочек, лотков именно масками и торгует. Особенно радует маска "Дотторио" - с длиннющим носом. Говорят, в таких масках ходили во время чумы доктора и прятали в носу вату, чтобы не заразиться.

В Венеции есть улочки, которые ведут "в никуда". Большинство каналов оборудовано светофорами и дорожными знаками, но гондольеры все равно пользуются голосом для "разруливания" опасных ситуаций. Также помогают стены домов, от которых можно оттолкнуться ногой.

Еще на площади Сан-Марко дикое количество голубей, причем это не мешает площади и находящимся на ней людям оставаться в чистоте и сохранности. Вот это как раз непонятно: то ли голуби настолько патриотичны и сознательны, то ли с ними как-то договорились, то ли еще что. Но факт остается фактом: голуби содержат в чистоте памятник архитектуры.

Домой
Здравствуй, Отечество! Ну вот я и вернулся к тебе! Как поживаешь? Ва-ва-ва! А если честно? У-у-у-у! Ну ладненько, будем дальше трудиться…

© Авторская страница Б.Ю.Семенова.